×

Устройство деформационных швов в бетонном полу

Устройство деформационных швов в бетонном полу

Деформационный шов в бетонных полах – важная часть оснастки.

Бетонные покрытия при высокой температуре расширяются, а в холода сжимаются.

Так происходит движение полотна и если не предусмотреть оформление шва, то бетон «поползет» и растрескается.

Но если выполнить шов по всем требованиям СНиП, мы получим направляющую, которая примет деформацию и не даст ей уйти в сторону, пустив трещины по всему полу.

В тексте мы разберем виды швов, нюансы и правила их устройства.

Виды швов

Полы состоят из верхнего покрытия и стяжки – практически всегда из бетона, не самого крепкого материала, который не переносит силу деформации.

Из-за ее воздействия на бетон, он начнет трескаться, так как у него нет пространства для сообщения деформации далее.

А раз так, то для того, чтобы предотвратить растрескивание, требуется штробление бетонных швов.

Видео:

Бетонные швы бывают 3-х видов.

Изоляционный:

  • Пол будет независим от несущих стен;
  • Исключает сообщение деформации от стен бетонной стяжке;
  • Создается посредством укладки изоляции до заливки бетона вдоль стен;
  • Толщина составляет в среднем 10 мм;
  • Может иметь форму квадрата, круга, прямой линии;
  • Стяжка утолщается на четверть, если шов будет подвержен постоянным нагрузкам давления;
  • Можно резать вокруг колонн в отвердевшем бетоне в форме ромба.

Усадочный:

  • Предупреждает появление напряжения внутри стяжки, которое возникает из-за того, что поверхность высыхает и усаживается быстрее, чем нижний слой;
  • Создает ровную плоскость в самой слабой точке;
  • Выполняется посредством формирующих реек, пока бетон не высох окончательно;
  • Шовную карту желательно делать прямоугольной, без вытянутых сторон;
  • Усадочный тип создается и во внешних углах, чтобы трещины не пошли из углов.

Конструкционный:

  • Устраивается в 1.5 метрах от прочих швов, располагается параллельно;
  • Если прорезан на участке, где нежелателен усадочный или изоляционный шов, ставьте шпалы поперек него;
  • Выполняется строго в местах соединения стяжек, уложенных в разное время (обычно вчера/сегодня).
  • Форма стяжки выполняется посредством крепления «шип в паз».
  • Конструкционный тип работает по аналогии с изоляционным.

Правила нарезки

Чтобы готовая стяжка и завершенный пол были прочными и не трескались, нужно правильно выполнить нарезку.

Схема нарезки

Существует ряд правил, которые гарантируют правильное создание шва (смотрите также рекомендации СниП):

  1. Швы нарезаются после заливки стяжки/после набора стяжкой прочности (через 8-10 часов после самой заливки);
  2. В сухом бетоне швы нарезаются в короткий срок – пока не начал сыпаться край заливки;
  3. Выполните пробную штробу через 2-3 часа после того, как бетон начал отвердевать: если заполнитель постоянно выходит из бетона — резать рано;
  4. Если лезвие режет бетон вместе с зернами заполнителя, то пора нарезать;
  5. Устройство штробы в полах отмечайте по веревке мелом;
  6. В свежем бетоне нарезка выполняется резчиком, в сухом – выпиливается;
  7. Нарезка идет в той последовательности, по которой ложилась стяжка;
  8. Нарезка выполняется на глубину в 1/3 от толщины стяжки;
  9. Интервал нарезки таков: толщина стяжки умножается на 24-36. При 12-сантиметровой стяжке нужно нарезать на расстоянии от 288 до 432 см. Бетон с сильной усадкой лучше нарезать при интервале ближе к 288 см;
  10. Нельзя допускать Т-образное пересечение швов, иначе появятся трещины.

Следование данным правилам гарантирует выполнение правильной нарезки и довершение надежного бетонного пола.

Современный подход

Сегодня можно приобрести готовые конструкции, которые нужно лишь в нужный момент смонтировать непосредственно в стяжке, вместо того, чтобы нарезать собственноручно.

В магазинах можно отдельно приобрести:

  • Усадочные и компенсационные планки строго под плитку: подвижная 11 мм, техническая деформационная 5, 8, 10 мм из синтетического полимера со вставкой из мягкого ПВХ, деформационный профиль из алюминия 10, 11, 17, 22, 27 мм с резиновой вставкой – заменяемой/незаменяемой;
  • Подвижные конструкции: 5, 8, 9, 10 мм, из алюминия, латуни, с ПВХ, синтетической резиной, пенорезиной;
  • Накладные профили отдельно из латуни, алюминия.

На рынке представлено громадное разнообразие готовых конструкций, также и отдельной фурнитуры под конкретный вид нарезки.

Видео:

Таким образом, можно выполнить быстро и качественно шов с нуля, просто вставив в стяжку нужный комплект, либо дополнить штробу, выполненную вручную, поставив подходящий профиль — даже герметиком не придется заделывать.

Герметизация

Герметизация – обязательное условие функционирования шва, она выполняется с использованием следующих материалов:

  1. Уплотняющий шнур: в прорезь укладывается шнур из вспененного полиэстера, который сохраняет свою эластичность при постоянных перепадах температуры;
  2. Герметик: самый популярный метод, частным случаем которого является заливка мастики (о ней расскажем отдельно). После высыхания герметик полностью закрывает штробу и при этом предотвращает проникновение воды;
  3. Гидрошпонка: специальный материал из полиэтилена, резины или ПВХ в виде профилированной ленты, закладываемой при заливке стяжки;
  4. Деформационный профиль: используется специальный профиль из резины на металлических направляющих. Резина не пропустит воду и грязь внутрь штробы, распределит нагрузку на стяжку и не даст бетону растрескаться. Профиль может быть накладным или встроенным.

Заделка мастикой

Мастика – самый популярный способ заделки. Она может быть акриловой, латексной, полиуретановой.

Герметизация шва

Теперь рассмотрим во всех подробностях процесс герметизации с использованием мастики:

  • Готовим инструмент и материалы: мастика, кисть, маленький треугольный шпатель, глубокая грунтовка, пистолет для герметика;
  • Готовим основание: оно должно быть сухим, без грибка и пыли, очищенным от любого масла, жира, ржавчины, старой краски – всего того, что может сказаться на схватывании мастики. Перед заделкой герметиком нужно продуть сжатым воздухом, обработать щеткой и пескоструйным аппаратом, после обработать праймером;
  • Мешаем герметик: смешайте пасту и отвердитель до получения однородного состава. Не нарушайте рекомендуемое соотношение! Можно слегка улучшить текучесть, добавив на 1 кг готового состава около 10-12 столовых ложек бензина (около 50 грамм);
  • Наносим герметик: заливаем состав в пистолет, после наносим равномерно по всей длине, ровняем шпатель вровень с полом. Через 40 минут нанесите на штробу тончайший слой цемента и через 1 неделю максимум герметик схватится.

Технические требования СНиП

Требования СНиП касательно обустройства деформационного шва таковы:

  • В подстилающем слое создаются деформационные швы, располагающиеся перпендикулярно друг к другу с шагом в 6-12 метров;
  • Глубина шва не может быть меньше 4 см и меньше 1/3 от толщины подстилающего слоя;
  • Швы в поле, совпадающие со швами здания, выполняются во всю толщину подстилающего слоя;
  • Если помещение будет подвержено резким температурным скачкам, то в стяжке устраивается деформационный шов, который совпадает с осью колон, швами перекрывающих плит и швами в подстилающем слое;
  • Устройство штробы выполняется через пропил стяжки фрезой через 2 дня после отвердения;
  • При устройстве шва можно перед кладкой бетона поставить рейки с антиадгезионным составом, которые будут после удалены;
  • В полах толщиной от 5 см предусматриваются швы продольные и поперечные, при шаге от 3 до 6 метров;
  • После сушки бетона выполняется заделка швов укладкой во фрезерованный паз специального шнура, и заливается герметик.

Требования СНиП частично перекликаются с общими правилами создания бетонных швов, что говорит об узкой специализации самой работы по нарезке шва, которая не терпит технологической «вольности».

Заключение

Швы в бетонных полах – вынужденная необходимость, продиктованная реалиями и правилами СНиП по созданию бетонных конструкций.

В бетонных полах постоянно идет невидимое глазу движение – расширение и сужение, которые при отсутствии пространства в бетонных покрытиях чреваты их медленным, но верным разрушением.

Если вам кажется, что такая практика встречается только в полах, то обратите внимание на массу перемычек, которые вы ощущаете при переезде через мост.

Шов в конструкции – это залог ее сохранности, а иногда и вашей безопасности.

Добавить комментарий

Наверх